Солистка Амурской областной филармонии Марина Горбачева: «Люблю играть словами»

Солистка Амурской областной филармонии Марина Горбачева: «Люблю играть словами»
Знала наизусть все песни хора ветеранов Сколько себя помню, меня всё время окружала музыка. Сначала в хоре ветеранов Серышева, где работала моя бабушка. Я знала весь их репертуар. В поселок часто приезжал Николай Алексеевич Лошманов — композитор и первый директор серышевской музыкальной школы. Они с хором часто собирались на общие посиделки, общались, пели песни. Николай Алексеевич очень компанейский был, веселый, играл на баяне и много пел. Все базовые знания я получила в музыкальной школе В музыкальную школу я пришла в 10 лет — на класс домры. Фортепиано мне бы тогда не купили, а домру выдавали на дом. Да и не особо верили в семье, что я надолго задержусь в музыкальной школе. Мама сказала: «Ты же не будешь там учиться, мы зря будем деньги платить целый год». Но я сильно прикипела. 5 лет отучилась игре на домре и попутно на фортепиано. Именно тогда я поняла, что люблю петь в хоре. В Серышеве в то время было много высококлассных специалистов, жен военных, которые не просто окончили самые лучшие музыкальные учреждения страны, но и были духовно развиты, стали нам наставниками и друзьями на всю жизнь. Со многими из них я до сих пор поддерживаю теплые отношения. Юлия Владимировна Беседина индивидуально занималась со мной хоровым дирижированием, поставила мне руки, корпус, именно от нее я взяла манеру преподавания — не исправлять, а направлять. От Чайковского до ресторана У меня гармонический слух, и мне не сложно отстраивать голос, петь какую-то партию. Но сольно со мной никогда не занимались. А я сильно хотела петь. И поэтому участвовала во всех конкурсах, которые проводились в Серышеве, пыталась всем доказать, что я что-то могу. Но благополучно пролетала. А потом поступила в педуниверситет, мама с бабушкой очень хотели, чтобы я получила высшее образование. Ну и конечно, я пела в университетском хоре у Нины Петровны Гуменюк. Днем я исполняла дуэт Прилепы и Миловзора из оперы «Пиковая дама» Чайковского. А по вечерам бегала петь в ресторан. Как я прокачалась Ресторан — интересный опыт. Там не бывает, чтобы все гости сидели и аплодировали, как в концертном зале. Чаще всего все вокалисты на любителя. И поэтому, когда тебе первый раз положат деньги на стол и скажут: «Не пойте, пожалуйста», ты уже начинаешь думать: «А что не так?» Но через это должны пройти все ресторанные музыканты. Даже в 90-е годы, когда певцы были почти в каждом заведении, всё равно они были на любителя. Будь то самые маститые в то время Яна Обуховская, Валя Базанова или кто-то другой. У всех были свои зрители. Мы пели всё подряд, а потом я поняла, что в ресторане можно решить очень много вокальных задач: 1. Мы растягиваем свой диапазон. 2. Учимся различным вокальным приемам, например если надо рычать, я учусь рычать, если надо фальцетом, то выхожу на фальцет. 3. Прокачиваем дыхательную систему. Это самое главное. Потому что сольные концерты по четыре часа подряд очень сильно стимулирует дыхание. Было так, что за вечер 20 раз пели «Северный ветер». Ну и конечно, мы зарабатывали хорошо. Детские обиды стали уходить Во время обучения я попала в городской Дом народного творчества в коллектив «Арт- Подвальчик». Мы стали выходить на конкурсы, потихоньку пошла отдача, а мои первые детские обиды стали уходить. На меня стали обращать внимание, сначала было второе место, какие-то грамоты, а дальше — больше. Это сейчас я стала проще относиться ко многим вещам, перестала кому-то что-то доказывать. В детстве наобижалась. У меня есть свое мнение. Я из тех, кто карабкается и добивается всего своим трудом. А одаренные дети, которым всё легко дается, постепенно куда-то деваются, потому что им это не интересно. Со мной училась девочка, и ей пророчили большую карьеру певицы. А она сейчас работает в банке и поет в караоке для себя и абсолютно счастлива. А мне всегда это было жизненно необходимо. Я не фольклорный певец, я просто понимаю, о чем пою Раньше мне всегда казалось, что я могу петь только на эстраде. А потом прям, захотелось петь народные песни. В 2015 году я пришла в Амурский народный хор. Что-то щелкнуло, и я поняла, как надо извлекать звук и что с этим делать. Народный жанр с эстрадой очень близок. Через год меня сделали хормейстером. В Амурском народном хоре сейчас 50 человек. А мужчин всего 10. С ними сложнее. Чтобы работать с мужской группой, я специально ходила на занятия по фортепиано, чтобы развить левую руку и научиться слушать мужскую партию. Конечно, я считаю, что с мужчинами должен работать мужчина, но пока такой возможности нет, а кадровый голод есть. Но я постоянно обучаюсь. Брала мастер-класс у хормейстера хора Пятницкого. Я тогда была после родов, и мышцы еще не успели восстановиться, с дыхалкой проблема была. Но именно там я поняла, что я не фольклорный певец, я выбиваюсь из общей массы. Они все похожи один на другого, непонятно, кто какую партию поет. В этом плане мне больше нравится звукоизвлечение Воронежского хора. У них всё крепко, характерно, всё понятно, весь фольклор на губах и на зубах. А я задумалась — в чем моя особенность, чем отличаюсь от других? Мне тогда педагог сказала, что такого отношения к слову еще не слышала. И я поняла, что в этом моя фишка — передача текста. Я просто понимаю, о чем я пою. Филологический анализ, который заложили в университете и в школе, дал толчок, чтобы не стать непохожей на остальных. Я любитель советских песен. Есть материал, который прям мой и мне легко дается, чувствую песню и могу ее выучить за 2—3 дня. Но не всегда так получается. Например, песня «Ах, мамочка» не сразу мне далась, путалась в Коленьках и Яшечках, Мишечках и Сашеньках, это прям ужас какой-то был. Только в этом году удалось ее прочувствовать. А есть песня «Ой, грибы-грибочки», там просто перечисления грибов: Сыроежки и маслята, грузди, рыжики, опята, И лисички, и волнушки, и весёлые краснушки, Неказистые сморчки, старички-боровички. Вы меня ночью разбудите, и я вам ее наизусть расскажу. В филармонии боялась выходить на сцену Когда я попала в филармонию, то сначала боялась выходить на сцену. Ну где я со своей кабацкой школой и, например, Ирина Атакова, выпускница РАМ им. Гнесиных? До сих пор волнуюсь. Но приходится брать себя в руки, собираю всю волю в кулак и выхожу к зрителям. Всё идет от головы. И даже если песня окажется провальной и ее плохо примут, я всегда настроена на успех. Благодаря работе в филармонии и нашему директору Ольге Смирновой, у меня есть возможность работать на лучших площадках страны. С Амурским народным хором мы выступали в Колонном зале Дома союзов, с оркестром Якутии я солировала на сцене одного из лучших залов нашей страны Капелла Санкт- Петербурга, в театре им. Вахтангова, на ВДНХ и много где еще. И это самые неизгладимые ощущения и впечатления. Не у всех солистов столичных филармоний есть такая возможность, а у нас есть! Я люблю музыку в себе, а кто-то любит себя в музыке Я считаю, что любой музыкант должен быть многогранным. Все привыкли видеть во мне народную исполнительницу, а я хочу показать себя с другой стороны, мне неинтересно быть одинаковой. Так родился проект «ЖиваЯ». Я люблю поиграть словами как филолог. В этой программе все связано с моими ощущениями, будет только живая музыка и ни одной фонограммы. На сцене будут только я и мужчины. И мы будем уходить от стереотипов. Вот, например, сложилось мнение, что балалайка — это только русско-народная музыка. А мы с Дмитрием Шевцовым — заслуженным артистом Республики Саха Якутии, одним из лучших балалаечников России — будем исполнять песню Елены Ваенги. А Владимир Браславский оставит на время баян и будет играть на гитаре. И — под аккомпанемент саксофона — «Ежик резиновый» (на концерте эту песню Марина посвятила своему трехлетнему сыну, который не побоялся выйти на сцену и подарить маме цветы. — Прим. АП). У меня сложились теплые отношения с музыкантами из других регионов. Мне посчастливилось выступать на одной сцене с Центральным военным оркестром МО РФ, и там я услышала лучшего клавишника в стране. И я очень рада, что солист Центрального военного оркестра Павел Коновалов будет мне аккомпанировать. Долгое время мы выступали вместе с Сергеем Бегуном, но, к сожалению, он уже ушел из жизни. Курьезы на концертах После родов стала забывать слова. Это ужас какой-то. Причем там, где никогда в жизни не должна была забыть. А оно раз — и выпадает. А народные песни сложнее восстановить словом, там всё логично идет. Приходится делать секундную паузу. Иногда бывает, что отвлекаюсь на людей, которые встают со своих мест, выходят на сцену и начинают танцевать. Я всегда это приветствую, но не всегда сразу начинаю понимать, как действовать в этот момент. Я люблю такую импровизацию, люблю, когда люди поддерживают, поют вместе со мной, иногда выхожу в зал и предлагаю людям пропеться. Люди не стесняются, даже если в ноты не попадают, ведь главное — это эмоции, почувствовать свою причастность к происходящему на сцене. Благовещенск — город силы Люблю наш маленький, уютный город. Даже если захочешь потеряться, то не потеряешься, всё очень удобно расположено по кварталам. И мы можем за один день объездить весь город и решить кучу проблем. А от этого и производительность труда выше. Я много где путешествовала по стране, и мне есть с чем сравнить. После того как проедешь по другим городам, начинаешь сравнивать и понимать: а ведь не всё так плохо у нас. У нас нормальные широкие дорогие, адекватные водители, без хамства. Близость с Китаем и торговля дают возможность выбора. Недавно в Москве были на гастролях, и я увидела в ТЦ джинсы за баснословную цену, а у нас такие уже из моды вышли. Очень хорошо, что на Дальний Восток сейчас стали больше внимания обращать. У нас есть что посмотреть, прекрасная природа и замечательные люди. Справка АП: Марина Горбачева родилась в поселке Серышево Амурской области. Папа — водитель, мама — медработник. Бабушка — заслуженный учитель РФ, была учителем начальных классов. Во время учебы в университете на филологическом факультете пела в студенческом хоре, по вечерам подрабатывала в ресторане. В данный момент совмещает сольную концертную деятельность в филармонии с работой в офисе. Марина Дмитриевна возглавляет отдел кадров филармонии. А также является художественным руководителем Амурского народного хора и руководит ансамблем «Русь» Дальневосточного ГАУ. Замужем, имеет сына.
Источник